Для детей путешествие поездом — это увлекательное занятие, а для взрослых — настоящее испытание. Чем младше дети, тем быстрее им надоедает сидеть на месте и наблюдать в окно сменяющиеся пейзажи. Начинаются капризы, шум, беготня, и все попытки родителей утихомирить детей приводят к еще большему непослушанию. Чтобы многочасовая поездка не утомила и не испортила настроение, нужно проявить фантазию и увлечь детей играми.

1. Рисование. Книжка-раскраска с картинками на разную тематику может увлечь маленьких путешественников на долгое время. Для детей помладше картинки лучше выбирать с толстым контуром, чтобы было легче не выходить за линии во время раскрашивания. Для старшего возраста картинки могут быть сложнее, с мелкими деталями и тонкими контурами. Раскрашивать в дороге удобнее фломастерами, которые поместятся в пенал или небольшую косметичку.

2. Наклейки. Дети любят клеить, вырезать и создавать аппликации. Чтобы не брать в дорогу клей и ножницы, можно обойтись наклейками. Выбрать такие, которые интересны ребенку. Это может быть серия про принцесс или гоночные автомобили, а еще можно купить наклейки с овощами и фруктами, домашними и дикими животными, деревьями и цветами. Клеить можно в альбом или специальные книжки с заданиями. Во время игры наклейки можно считать, изучая цифры; учить животных и то, чем они полезны; угадывать овощи и фрукты по описанию.

3. Экскурсия с любимой игрушкой. Поездка может быть стрессом для ребенка, поэтому лучше взять с собой его любимую игрушку, которая напомнит атмосферу дома и успокоит малыша. А в поезде предложить ребенку провести для игрушки экскурсию по купе и вагону. Если малыш запутается или не будет знать, как называется та или иная вещь, вы можете прийти на помощь с подсказкой. Обычно детям нравится описывать предметы и их предназначение, при этом они могут фантазировать или додумывать.
4. Игра “Я вижу”. С этой игрой справится ребенок, который уже знает цвета и формы. Взрослый называет цвет какого-либо предмета, который видит. А ребенок отгадывает этот предмет. Если не справляется, взрослый дает подсказку по форме предмета. Затем, по тому, где предмет расположен — вверху или внизу, справа или слева. За отгаданное слово выдается награда — маленькая конфета, орешек, наклейка или другое. Затем ребенок загадывает предмет, а взрослый отгадывает. И игра повторяется снова
5. Игра “Что поменялось?” — на развитие зрительной памяти и внимания. Понадобится несколько предметов. Это могут быть любые небольшие вещи, которые вы везете с собой. Например, расческа, зубная паста, пачка влажных салфеток, игрушка, упаковка печенья. Чем старше ребенок, тем предметов больше. Для 2-3 лет подойдет 3-4 предмета. Для 4-5 лет можно 5-7 предметов. Перед ребенком в ряд выкладывается нужное количество предметов. Взрослый сначала сам называет каждую вещь и показывает на нее. Затем ребенок делает тоже самое. После чего взрослый просит ребенка закрыть глаза, а сам в это время меняет два предмета местами. Задача ребенка — определить, что поменялось. Если ребенок успешно справляется с заданием, то можно менять местами большее количество предметов или заменять их новыми, которых не было в ряду изначально.
6. Игра “Угадай-ка”. Понадобятся карточки с изображением животных, одежды, овощей, фруктов, транспорта. Карточки можно купить или заранее нарисовать самим. Взрослый берет одну карточку так, чтобы ребенок не видел, что на ней нарисовано. Задача взрослого — описать картинку, а задача ребенка — отгадать, что нарисовано на карточке. Затем роли меняются. Можно придумать награду за успешно выполненное задание, чтобы ребенку было интересно продолжать играть.
7. Сказки. Когда ребенок утомился играть и снова капризничает, можно предложить ему послушать сказку. Если вы не взяли из дома книжку со сказками, то можете придумать ее сами или совместно с ребенком. Взрослый начинает рассказывать о каком-либо герое, а потом просит ребенка пофантазировать, кто еще живет в сказке или что произошло с главным героем. Если ребенок отказывается принимать участие в фантазировании, то взрослый не настаивает и сам сочиняет дальше.

На случай, когда все игры испробованы и сказки рассказаны, а ребенок снова не сидит на месте или капризничает, нужно применить хитрость. Заранее перед поездкой купить любимые вкусности или новую игрушку, которые поднимут настроение в критической ситуации в поезде. Также можно записать на телефон или планшет мультфильмы и, в крайнем случае, дать ребенку их посмотреть, используя, по возможности, наушники, чтобы не мешать окружающим.

Трудности в путешествиях поездом могут возникнуть с детьми в любом возрасте. Взрослому перед поездкой нужно настроиться на положительную волну, не теряться, если ребенок не слушается, и по месту проявить хитрость и фантазию.